Профилактика экстремизма в молодёжной среде
Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность
Что будет за хранение экстремистских материалов на телефоне? И другие важные вопросы
Опасности, которые подстерегают ребенка в сети Интернет
Родителям: что нужно знать о домашнем насилии
ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?
Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.
Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред, несущее физический, моральный ущерб или вызывающее у людей психологический дискомфорт.
Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:
«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».
Домашнее насилие — это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?
Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.
При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над
Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!
ЧТО ГРОЗИТ ЗА НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ?
Какие бы оправдания вы ни находили, насилие является ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
- убийство (ст. 139 УК);
- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
- истязание (ст. 154 УК);
- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);
ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
- изнасилование (ст. 166 УК);
- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
- незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
- угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
- оскорбление (ст. 9.3 КоАП);
- мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП) за которое в каждой стране, в том числе и Республике Беларусь, предусмотрено наказание в соответствии с законодательством.
На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция Республики Беларусь;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)
- Гражданский кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;);
- Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30;)
МЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
- Профилактическая беседа
- Официальное предупреждение
- Профилактический учет
- Защитное предписание
ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Защитное предписание может запретить:
- предпринимать попытки выяснять место нахождения жертвы насилия в семье;
- посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
- общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной сети Интернет;
- распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.
Может предписать:
- временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.
Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона.
Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ!
Помните, что это будет говорить ни в коем случае не о вашей слабости, а, наоборот, о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь к лучшему.
Как определить, что ребенок употребляет наркотики
Онлайн — консультация для родителей «Формирование отношений сотрудничества в семье»
Уважаемые родители!
Если Вас волнуют тревожные мысли,
Если вы хотите поверить в себя,
Если вы ищите внимательного слушателя и помощника для решения сложных проблем,
Если у вас не складываются взаимоотношения и нет взаимопонимания с окружающими людьми.
То решить эти и другие проблемы Вам помогут педагог социальный и педагог-психолог государственного учреждения образования «Гравжишковская базовая школа»
Левкович Ж.И. – педагог-психолог
Окулевич А.З. – педагог социальный
Тел. 2 — 02 -52 (cогласно графика работы педагога социального и педагога-психолога)
Уважаемые родители!
Вы не научитесь быть родителем, прочитав инструкцию, где будут описаны все ситуации для родителей.
Воспитание – одна из самых важных и сложных задач на свете, но она может стать и самой благодарной. Воспитать ребенка – это величайшая ответственность, но одни родители на это мало обращают внимания, другие считают, что для этого необходима какая-то подготовка. Большинство родителей воспитывает детей так же, как воспитывали их, или наблюдая за кем-нибудь другим. Стили воспитания бывают разными, но цель у всех родителей одна.
Мы хотим, чтобы наши дети стали… здоровыми, счастливыми, приспособленными, успешными, честными, заботливыми, ответственными людьми, которые будут уважать свои чувства и чувства других людей и смогут справляться со всеми трудностями!!! Это слишком много. Но ваши дети и окружающее общество с надеждой ожидают, что вы с этим справитесь.
Ответы на некоторые волнующие Вас вопросы можно найти в газете для родителей. Ее мы размещаем на нашей страничке. Наша цель – помочь родителям стать самыми лучшими!
№1 «Ответы на очень важные вопросы»
№3 «Знаете ли Вы своего ребенка?»
№5 «Это был не я!» (Почему дети лгут?)
№ 6 «Как услышать своего ребенка»
№ 7 «Бить или не бить? – вот в чем вопрос»
№ 9 «Как сказать: Я тебя люблю»
№ 10 «Ваш ребенок идет в школу»
№ 12 «Как и чем занять ребенка дома»
№ 13 «Если ребенок слишком неусидчив»
№ 14 «Маленькие манипуляции маленьких детей»
№ 15 «Почему дети ведут себя плохо в школе»
№ 16 «Родителям о насилии в семье»
№ 17 «Ваш ребенок взрослеет: подчинить или договориться»
№ 20 «Как пройти через экзамен или что теперь нужно вашему ребенку»
№ 22 «Как стать идеальным родителям подростка»
№ 25 «О чем расскажет семейный альбом»
№ 26 «Как мы чувствуем друг друга»
№ 27 «На лице не утаится то, что на душе творится!»
№ 28 «Как потрудились, так и наградились!»
№ 29 «Окно в виртуальный мир — шаг к свободе или пропасти?»
№ 30 «Первый раз в детский сад. Родителям об адаптации ребенка к детскому саду»
№ 31 «Вечный двигатель: как помочь гиперактивному ребенку»
№ 32 «Как далеко падает яблоко от яблони»
№ 34 «Страна зазеркалья: леворукий ребенок»
№ 35 «Как не кричать на ребенка, когда «Так хочется»»
№ 36 «Как проявлять любовь к ребенку»
№ 37 «Агрессивный ребенок — это сегодня не редкость!»
№ 38 «Психологическая защита у детей дошкольного возраста»
№ 40 «Ребенок не умеет играть»
№ 41 «Как на самом деле любить детей»
№ 42 «Ваш любимый неидеальный ребенок»
№ 43 «Язык жизни: ненасильственное общение»
№ 44 «Что такое «буллинг» и что с этим делать?»
№ 45 «Запретный плод сладок», или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку»
№ 48 «Пример родителей в воспитании детей»
№50 «Как правильно доносить правила до ребенка»
№52 «Одаренность. Дар или наказание?»
№53 «Как отвечать на детсие вопросы»
Профилактика азартных игр среди детей
В последнее время все больше и больше стали наблюдаться случаи развития зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным. В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
· отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
· отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
· неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
· общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
· нежелание отвлечься от игры с компьютером;
· раздражение при вынужденном отвлечении;
· неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
· забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
· пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
· злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
· готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
· угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.
Правила компьютерной безопасности:
· время на игру следует ограничивать (для детей 6-7 лет — 10 мин, 8 — 11 лет – 15 — 20 мин, для старшеклассников — до З0 мин в день);
· нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улицы;
· нужно контролировать содержание игры (исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами).
В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам:
1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
3. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок».
4. Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
Знакомимся со своим ребенком:
Портрет агрессивного ребенка
- часто подозрителен и насторожен;
- любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других;
- он часто не может сам оценить свою агрессивность;
- не замечает, что вселяет в окружающих страх и беспокойство;
- ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
- эмоциональный мир агрессивного ребёнка недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
- агрессивный ребёнок практически не отличается от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности;
- главной отличительной чертой агрессивного ребёнка является его отношение к сверстнику;
- другой ребенок выступает для него как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить;
- главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками;
- у одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников.
- у других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего — получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы.
- у третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия.
Портрет гиперактивного ребенка
1. Дефицит внимания:
- непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации деятельности;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто бывает забывчив.
2. Повышенная двигательная активность ребенка:
- постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
- очень говорлив.
3. Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопроса;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- плохо сосредоточивает внимание;
- не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
- не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Портрет тревожного ребенка
- он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
- чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.
- ребёнок чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности.
- у него высокие требования к себе, он очень самокритичен.
- уровень его самооценки низок, такой ребёнок и впрямь думает, что хуже других во всем, что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий.
- он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;
- характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.
- во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Характерные черты тревожных детей
- после нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу;
- ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового;
- ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности;
- если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких;
- ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения;
- быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность;
- если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения;
- склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
Рекомендации родителям:
- Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.
- Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список. Станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
- Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.
- Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
В школе проходит Месячник психологического здоровья (10.09.2023 — 10.10.2023)
Уважаемые родители!
В первые сентябрьские дни в школах проходят родительские собрания. Обычно на первом родительском собрании нового учебного года каждый учитель рассказывает о задачах, стоящих перед учениками и их родителями именно в этом учебном году.
Уважаемые родители, а задумывались ли вы о том, какие задачи Вы как родитель ставите перед собой в этом учебном году? Многие ответят: «Конечно!». И приведут примеры:
«За этот год сыну необходимо освоить английский язык».
«Первое или, по крайней мере, призовое место Кати в школьной, районной олимпиадах по математике (или другим предметам)».
«Держать под контролем все школьные дела сына».
«Не реже, чем раз в месяц, обходить всех учителей дочери, узнавая о её успехах в школе». И т. д. и т. п.
Почему мы с вами, уважаемые родители, так много значения придаём всему материальному и внешнему? И почему так мало внутреннему и нематериальному — тому, что внутри нас?! А, что лично Вы как родитель хотите улучшить в себе? Что необходимо вам изменить и улучшить в вашей семейной жизни?
В любом случае, уважаемые родители, поставьте и вообще ставьте постоянно перед собой внутренние задачи, отдельные от материального и внешнего мира. Такие себе родительские «Задачи Внутреннего Назначения».
Например:
Научиться слушать ребёнка не перебивая.
Стать более терпимым к молодёжной моде.
Качественно улучшить свой тон общения с сыном или дочерью, убрав из речи назидательные интонации и повелительное наклонение.
Перестать доказывать дочери, что родители всегда правы.
Перестать выходить из каждого спора с ребёнком победителем.
Исключить крик и ругань из семейного общения.
Меньше читать ребёнку нотаций, а больше просто разговаривать с ним по душам.
Не осуждать других людей и ничего не критиковать в присутствии ребёнка.
Говорить дочери (сыну) «Спасибо!» за что-нибудь каждый день.
Больше шутить и смеяться в семье.
Мне самому меньше смотреть телевизор и начать читать педагогическую литературу для родителей и т. д. и т. п.
Необязательно эти родительские задачи записывать на бумаге и сдавать экзамены по их выполнению, но обязательно Вам, родителям, эти задачи решать. Поставьте «Задачи Внутреннего Назначения» перед собой и упорно идите к их выполнению.
От выполнения таких внутренних родительских задач и решения подобных задачек станет лучше всем: вашим детям, вашей семье и вам самим.
Просто пожелание:
«Правильных вам решений самых разных родительских задач и задачек!»
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
Уважаемые родители!
Если вы хотите стать современным воспитателем, то должны в своём воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля общения в семье является положительная эмоциональная установка, воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?
Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных вопросах.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Предоставьте самостоятельность.
Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
При этом очень важно эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь …
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще — а конкретно.
Не «ты молодец» а «ты молодец, потому что …» обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Если ребенок делает какое-то неверное движений, совершает ошибки, то необходимо…
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ
Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу — дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните …
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ
Главное оцените — поступок, а не личность.
К сожалению именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации ты поступил «плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.
Для того, чтобы указать ребенку на ошибку не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящим к моменту. Чем короче замечание — тем лучше. После замечания обязательно…
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря но оплошность.
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан.
Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без ворот и голов превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели — не более, чем цепь хаотических порывов.. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайтесь в построение системы перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ
Воспитание должно быть поэтапным.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планке отметку мирового рекорда и скажете – прыгай! — то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно.
Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок.
Задача воспитателя — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
При этом на всех этапах…
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ
Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет современным или «демократичным».
«Разные возможности – равные дети»
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
Пожалуйста, помните, что:
- «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это — основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
- Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним — но не вместо него!
- «Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, — не прячьте их, не прячьтесь от них!
- У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «память дырявая», у третьих — нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой… — и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
- Преодолевайте страх и отчаяние
- Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
- Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом.
Почему Вы должны говорить о СПИДе со своим ребенком
- Потому что детям всех возрастов необходимо все знать об этой страшной болезни.
- Дети слышат о СПИДе с экрана телевизора, в школе, и от друзей во дворе. Многое из того, что им рассказывают, не соответствует истине!
- У детей возникает много вопросов и тревог относительно СПИДа. Кто лучше родителей сможет на них ответить?
Получение ребенком информации о СПИДе должно быть систематическим.
- Лучший способ научить вашего ребенка тому, как защититься от СПИДА состоит в том, чтобы говорить о нем:
- в неформальной обстановке
- много раз повторяя, поскольку ваш ребенок растет и у него могут появляться все новые и новые вопросы.
Что надо знать о СПИДе
- СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — смертельно опасная болезнь.
- СПИД вызывается вирусом . называемым ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
Люди заражаются ВИЧ главным образом двумя способами
- через незащищенный секс с человеком, инфицированным ВИЧ.
- совместно используя иглу, чтобы ввести наркотики, с человеком, инфицированным ВИЧ.
Другие способы распространения ВИЧ
- совместное использование с ВИЧ инфицированным иглы в других целях. Например, при прокалывания ушей или нанесении татуировки.
- от больной матери — ребенку во время беременности, в момент рождения, или через кормление грудью.
- через донорскую кровь. К счастью, заражение ВИЧ этим способом маловероятно сегодня. Дело в том, что все доноры тщательно обследуются, и их кровь обязательно тестируется на наличие ВИЧ, прежде чем используется.
Не прекращайте беседовать с детьми о СПИДе!
К сожалению, человечеству, вероятно, не скоро удастся избавиться от ВИЧ-инфекции. Поэтому советую Вам никогда не прекращать бесед с ребенком о СПИДе. Приведу еще несколько рекомендаций.
Для детей всех возрастов
- Ищите любую возможность поговорить с ребенком о СПИДе в повседневной жизни — например, когда по телевидению показывают какой-либо сюжет о СПИДе.
- Честно отвечайте на вопросы ребенка. Если вы не знаете ответа, скажите это. С ребенком постарше постарайтесь найти ответ вместе.
- Читайте вашему ребенку о переходном возрасте, сексе, СПИДе, и т.д. Выберите такую литературу, чтобы она соответствовала возрасту вашего ребенка.
- Поделитесь с ребенком своими взглядами на жизнь. Но учтите и то, что ребенок может проверить их, прежде чем сделать собственными.
- Прививайте вашему ребенку сострадание к людям больным СПИДом. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь в борьбе против СПИДа.
Для самых маленьких
- Запретите вашему ребенку подбирать предметы, которыми можно порезаться или уколоться, типа битого стекла, ножниц или игл.
- Научите ребенка правильно называть все части тела.
- Избегайте слишком углубляться в подробности. Например, скажите ребенку, что секс — это когда двое взрослых особым образом спят в одной постели, чтобы показать, как они любят друг друга.
Для детей от 5 до 8 лет
- Используйте конкретные примеры. Например, при перевязке пореза вы можете объяснить ребенку то, что любой порез — это «открытые ворота» для инфекции. Именно поэтому при каждом ранении кожи необходимо тщательно обрабатывать рану
- Исправляйте неправильные представления ваших детей. Например, существует миф о том, что СПИДом можно заразиться от комариного укуса (ВИЧ не выживает в организме насекомого).
Для детей от 9 до 12 лет
- Убедите вашего ребенка обращаться со всеми вопросами к вам, а не к приятелям на улице или в школе.
- Если ребенок сам смущается или стесняется сам задавать вопросы о сексе, СПИДе и т.д., проявите инициативу — сами начните разговор.
Для подростков
- Не ждите пока подросток сам заговорит на эту «запретную» тему. Начните разговор, спросив подростка о том, что он сам думает по этому поводу.
- Будьте готовы обсудить с ребенком любой вопрос.
Пусть для вас и вашего ребенка не будет «запретных» тем для разговора. И не читайте подростку нотаций! Тогда он с большей охотой будет обращаться к вам за советом, при возникновении каких-либо проблем.
Ж.И.Левкович,
педагог-психолог