Работа с замещающими семьями

Что такое замещающие семьи?

 «Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяет­ся для обозначения различных типов семей, принимающих на воспи­тание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновите­лей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семей­ного типа.


Почему детям, нужно воспитываться в замещающих семьях?

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами.

Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможно­сти для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпо­сылки для вступления в самостоятельную жизнь.

Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями раз­ных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффектив­ными родителями.

Кто может быть замещающими родителями?

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершенно­летние лица обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ог­раниченных в родительских правах;

— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за не­надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

—  лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?

На воспитание под опеку, в приёмную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения ро­дителей:

— дети, родители которых умерли;

— дети, родители которых неизвестны;

— дети, родители которых лишены родительских прав, ограниче­ны в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспо­собными, безвестно отсутствующими;

— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

— дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты на­селения или других аналогичных учреждениях.

Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба ро­дителя которых:

— умерли;

— лишены родительских прав;

— дали согласие на усыновление ребёнка;

— признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно от­сутствующими или умершими;

— неизвестны.

Сколько детей можно взять на воспитание?

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребён­ка. Это может быть 1—4 ребёнка в случае установления опеки или со­здания приёмной семьи, 5—8 — в детском доме семейного типа. Од­нако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законо­дательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приёмного ребёнка ?

Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою се­мью, должны обращаться в районный (городской) отдел образования по месту проживания.

Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание ребёнка?

Лица, желающие взять на воспитание детей, подают в орган опе­ки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой об этом. Для каждой формы устройства существует определенная форма заявления, с которой специалист отдела образования ознакомит кан­дидатов.

К заявлению должны быть приложены:

— справка с места работы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы и размера заработной платы либо копия декла­рации о доходах, заверенная в установленном порядке;

— документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), жела­ющего взять ребёнка (детей) в семью (копия лицевого счета с места жительства для нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, либо документ, подтверждающий право собствен­ности на жилое помещение);

— копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

— медицинская справка установленной формы о состоянии здо­ровья лица (лиц), желающего взять ребёнка на воспитание в семью;

— согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании замещающей семьи.

Лицо, обращающееся по вопросу приёма ребёнка на воспитание, должно предъявить паспорт.

Лица, желающие усыновить ребёнка, кроме вышеперечисленных документов представляют справку об отсутствии судимости за умыш­ленные преступления и характеристику с места работы.

Какое медицинское освидетельствование должны пройти лица, желающие взять ребёнка на воспитание?

Кандидаты в усыновители, опекуны, приёмные родители или ро­дители-воспитатели должны пройти медицинское обследование у сле­дующих специалистов: дерматовенеролог, психиатр, нарколог, тера­певт, окулист, отоларинголог, освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, анализ крови на КУ. Также необходима справка об отсутствии в семье инфекционных заболеваний.

При каких заболеваниях кандидатов не разрешается передавать детей в семью?

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 13 марта 2001 года № 14 нельзя передавать ребёнка лицам, у ко­торых:

1) хронические заболевания внутренних органов, нервной систе­мы, кожи, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

2) туберкулёз (активный и хронический) всех форм и локализа­ций у больных 1,2,5 групп диспансерного учёта;

3) злокачественные онкологические заболевания всех локализа­ций до снятия с диспансерного учёта;

4) наркомания, токсикомания; алкоголизм, злоупотребление ал­коголем, алкогольные психозы;

5) психические заболевания: шизофрения, маниакально-депрес­сивный психоз, эпилепсия и эпилептические психозы, деменция любо­го генеза, олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) неза­висимо от степени выраженности, психозы любого генеза (травмати­ческие, инфекционные, интоксикационные), последствия перенесён­ных органических заболеваний центральной нервной системы любо­го генеза с изменением личности и снижением интеллекта, расстрой­ства личности: шизоидное, параноидное (паранойяльное), возбуди­мое, мозаичное;

6) все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы.

В каких ещё случаях кандидату может быть отказано в помещении в его семью ребёнка-сироты?

Дети, оставшиеся без попечения родителей, не передаются в семьи:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных су­дом в родительских правах;

— лиц, отстранённых от обязанностей опекуна, попечителя за не­надлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

— лиц, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;

— лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жило­го помещения, отвечающего установленным санитарным и техничес­ким требованиям;

— лиц, имеющих судимость за умышленное преступление;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять ро­дительские права и обязанности;

— лиц, в отношении которых вынесено отрицательное решение о возможности принять ребёнка на воспитание.

Каковы должны быть жилищные условия, чтобы принять на воспитание одного или нескольких детей?

Предоставляется ли необходимое жилье в случае передачи на воспитание нескольких детей?

На каждого ребёнка в семье должно быть не менее 7 кв. метров жилой площади. Ребёнку обязательно нужна собственная кровать, ме­сто для приготовления уроков, хранения личных вещей.

Как правило, местные органы власти не обеспечивают жильем граждан, принимающих на воспитание детей. Исключение составляют только детские дома семейного типа, при создании которых органы власти предоставляют жилье в соответствии с действующими санитар­ными нормами или расширяют имеющееся жилье. Однако следует по­мнить, что предоставленное жилье является ведомственным и должно быть освобождено после закрытия ДДСТ (если в отношении его не было принято других решений). За родителями-воспитателями сохра­няется право на ту жилую площадь, которой они располагали до со­здания ДДСТ, либо равноценную ей.

Кто готовит заключение о возможности передачи ребёнка на воспитание в данную семью ?

Специалисты районных, городских отделов образования, назна­ченные приказом по отделу образования ответственными за отбор и подготовку кандидатов в приёмные родители, родители-воспитатели, усыновители, опекуны (как правило, это психологи СПЦ, ЦКРОиР) проводят психологическое обследование кандидатов.

Заключение о психологической готовности к усыновлению готовит также Национальный центр усыновления Республики Беларусь и его представители в регионах.

На основании представленных документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых усло­вий (при положительных результатах психологического обследова­ния), специалистами по охране детства отдела образования готовится заключение о возможности быть усыновителями, опекунами, приём­ными родителями или родителями-воспитателями. При условии поло­жительного заключения, кандидатам предоставляется возможность подбора ребёнка, оказывается помощь при подборе.

Где можно познакомиться с ребёнком?

Лица, получившие от органов опеки и попечительства разреше­ние на подбор ребёнка, могут познакомиться с ребёнком, находящим­ся в детском социальном приюте, доме ребёнка, детском доме, шко­ле-интернате. При посещении этих учреждений они должны иметь разрешение отдела образования на знакомство с ребёнком.

Каких детей лучше брать в семью?

Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как само­го ребёнка, так и кандидатов в замещающие родители.

Если говорить о возрасте, то лучше всего брать на воспитание де­тей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов (исклю­чение составляют случаи опеки родных братьев и сестер). Кроме того, психологи советуют подбирать детей, которые младше родных детей (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребёнок становится союзником, которому придет­ся на правах старшего принимать участие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребёнка (младшему труднее обидеть старшего).

Учитывается ли мнение ребёнка при передаче его в новую семью?

Передача ребёнка (детей) в замещающую семью осуществляется с учётом его мнения. Передача в семью ребёнка, достигшего возрас­та 10 лет, осуществляется с его согласия.

Можно ли взять ребёнка в семью для адаптации до окончательного оформления необходимых документов?

Для получения предварительной информации о ребёнке, первич­ного построения отношений кандидатов в замещающие родители и детей, коррекции нереальных ожиданий возможна передача детей для адаптации (привыкания) кандидатам после прохождения ими психологического обследования.

Возможно проведение адаптации в несколько этапов (выходные и праздничные дни, каникулярное время).

Выплата заработной платы кандидатам в приёмные родители в этот период не производится. Выплачиваются средства на содержание ребёнка.

Зачем нужно обучение усыновителей, приёмных родителей и родителей-воспитателей?

Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставших­ся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт вос­питания своих родных детей (который может пригодиться лишь от­части). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количе­ство ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на роди­телях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки.

Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием род­ных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам воз­можные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных слож­ностях, некоторые из кандидатов пересматривают свое решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обо­юдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты по­сле пройденного курса обучения смогли принять обоснованное реше­ние о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.

Для приёмных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа, для которых воспитание принимаемых детей является, кроме всего прочего, работой, необходимо знать ее особенности.

Как проходит обучение кандидатов?

Каждый отдел образования имеет свой график проведения заня­тий. Обычно кандидаты в приёмные родители и родители-воспитате­ли проходят 6—10 групповых занятий, на которые собираются несколь­ко кандидатов. Групповые занятия включают в себя небольшой лекци­онный курс, интересные тренинги, упражнения и анализ реальных си­туаций. Обучение проводится психологом, социальным работником и, желательно, опытным приёмным родителем. Открытость и ясность яв­ляются основой в обучении.

Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуаль­ные с каждой семьёй во время посещения их дома психологом и со­циальным педагогом.

По окончании обучения каждый из кандидатов получает свиде­тельство установленного образца, которое является одним из необхо­димых условий для создания приёмной семьи или детского дома се­мейного типа и хранится в личном деле приёмного родителя и роди­теля-воспитателя.

Кандидаты в приёмные родители и родители-воспитатели, не прошедшие обучения, не могут быть приняты на работу.

Как долго дети могут находиться в замещающей семье?

Это зависит от формы устройства ребёнка.

Дети, определённые в детский дом семейного типа, находят­ся там до достижения совершеннолетия либо до окончания учебы и тру­доустройства. При желании родителей-воспитателей — и дольше, одна­ко отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей-воспитателей, воспитанник может быть ими усыновлён.

Продолжительность нахождения детей в приёмной семье зави­сит от сроков, на которые заключается трудовой договор с приёмны­ми родителями. Обычно в приёмной семье воспитанник живёт до окончания школы. После поступления в ПТУ или ССУЗ он переходит на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будет учиться. По обоюдному желанию приёмного родителя и приёмного ребёнка (с согласия органов опеки) возможны переход приёмной се­мьи в опекунскую или усыновление (удочерение).

Опека устанавливается до достижения ребёнком возраста 14 лет или до возвращения детей на воспитание родителям. С 14 лет опека пе­реходит в попечительство. В случае если ребёнку дается в установлен­ном законом порядке разрешение на брак до достижения совершенно­летия либо он решением местного исполнительного и распорядительно­го органа признается эмансипированным, попечительство прекращает­ся, и ребёнок приобретает полную дееспособность.

Кто заключает договоры с приёмными родителями?

Орган опеки и попечительства по месту проживания приёмных ро­дителей заключает с приёмными родителями Договор о передаче на воспитание ребёнка (детей) в их семью. В договоре предусматрива­ется ответственность и права приёмных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индиви­дуальной программы реабилитации ребёнка в приёмной семье.

Для организации оплаты труда приёмных родителей отдел образования местного исполнительного и распорядительного органа заключает с одним из приёмных родителей Трудовой договор. Работа в должности приёмного родителя включается в общий трудовой стаж для установления пенсии.

Первоначальная передача детей в приёмные семьи рекомендует­ся на 3 месяца. Если не предполагается продление трудового догово­ра, то приёмный родитель уведомляется об этом по истечении 2 ме­сяцев. При условии, что в данной семье ребёнок получает должный уход и нормальное воспитание, с данной семьёй заключается срочный трудовой договор до окончания ребёнком обучения в школе или бес­срочный трудовой договор до совершеннолетия ребёнка.

Какую еще поддержку могут получить приёмные родители, кроме материальной?

Все семьи, принявшие на воспитание детей, могут получать не­обходимые консультации и психолого-педагогическую поддержку в территориальном социально-педагогическом центре, а также в терри­ториальном центре социального обслуживания семьи и детей отдела социальной защиты по месту жительства.

Положен ли отпуск замещающим родителям?

Приёмным родителям и родителям-воспитателям положен отпуск продолжительностью 56 дней. Как правило, отпуск предо­ставляется в летние месяцы, обязательно по согласованию с отде­лом образования, который должен организовать оздоровление детей на время отпуска приёмных родителей или родителей-вос­питателей.

Приёмному родителю, работающему по совместительству, от­пуск предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы.

Приёмные родители и родители-воспитатели могут отды­хать, по своему желанию, со своими воспитанниками или с од­ним из них.

Можно ли получить компенсацию за отпуск?

Только в случае, когда на воспитании в замещающей семье на­ходится несколько воспитанников и нет возможности организовать их оздоровление одновременно. Но и в этом случае, согласно трудовому законодательству, приёмному родителю (родителю-воспитателю) пре­доставляется отпуск — 7 дней, а за оставшиеся неиспользованные дни отпуска выплачивается компенсация.

Оплачивается ли больничный лист приёмным родителям и родителям-воспитателям?

Приёмные родители и родители-воспитатели имеют право на оп­лату больничного листа. Однако, как показывает опыт, брать больнич­ный лист им невыгодно, поскольку в этом случае не выплачиваются премия и другие стимулирующие выплаты.

Какая отчётность предусмотрена для приёмньгх родителей и родителей-воспитателей?

Для организации рационального расходования средств, выделя­емых из районного бюджета, приёмные родители ежегодно представляют отчёт установленной формы по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка, в отдел образования по месту жительства. Кроме того, приёмные родители и родители-воспитатели регулярно ведут дневники наблюдения за ребёнком и планирования его реабилитации (оказания помощи).

Специалисты по охране детства отдела образования имеют право на осуществление систематического контроля (не реже 2 раз в год) за условиями проживания, воспитания и состоянием здоровья приёмно­го ребёнка, реализацией программы индивидуальной реабилитации ребёнка.

Кем и для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье?

При передаче ребёнка в приёмную семью до заключения догово­ра с приёмными родителями составляется индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье, которая включает в себя комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровож­дение ребёнка и его семьи.

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка в приёмной семье составляется психологом, социальным педагогом (обществен­ным инспектором по охране детства) и специалистом по охране дет­ства отдела образования на основании потребностей ребёнка, заклю­чений и рекомендаций специалистов детского социального приюта, детского дома, дома ребёнка, школы-интерната, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогичес­кого центра, заключений и рекомендаций медицинских учреждений, школы, информации о наличии (закреплении) жилья, имущества приёмного ребёнка, информации о биологических родителях, ин­формации других субъектов социализации ребёнка, а также реаль­ных возможностей данной приёмной семьи, учреждений образо­вания и социальной защиты в данном районе, городе.

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка составляется с целью оказания ребёнку помощи в преодолении недостатков и иска­жений в его развитии и поведении, лучшей его подготовки к самосто­ятельной жизни, осуществления защиты законных прав и интересов.

Какие права и обязанности имеет ребёнок в приёмной семье?

Приёмный ребёнок в семье имеет право:

1. Иметь и хранить свои личные вещи и предметы (семейные ре­ликвии, фотографии и т.п.).

2. Иметь собственную территорию (кровать, стол для занятий, игр и т.п.).

3. Высказывать свое мнение по вопросу встречи с родственниками.

4. Знать правду о своей родной семье и собственном положении.

5. Имеет право на выбор друзей, свободу общения и уединения.

6. На выбор форм досуга (проведение свободного времени) и занятий по интересам.

7. На обсуждение и участие в решении семейных проблем.

8. Имеет право покинуть приёмную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попе­чительства).

Приёмный ребёнок обязан:

1. Иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанно­сти (в соответствии с возрастом и возможностями).

2. Выполнять эпизодические хозяйственно-бытовые поручения.

3. Соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни.

4. Уважать мнение других членов семьи.

5. Бережно относиться к вещам, уважать труд и результаты тру­да всех членов семьи.

6. Участвовать в решении семейных проблем.

7. Заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются.

Что можно сказать о правах и обязанностях приёмных родителей и родителей-воспитателей?

Приёмные родители обязаны:

1. Осуществлять защиту законных прав и интересов ребёнка в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и Положением о порядке управления имуществом подопечных, ут­верждённым постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 28.10.1999 № 1677.

2. Осуществлять физическую, психическую и моральную защи­ту ребёнка.

3. Предоставлять ребёнку соответствующие условия прожива­ния: отдельную комнату или часть комнаты, отдельную кровать; за­ботиться о его здоровье.

4. Не делать различий в воспитании своих детей и приёмных: не унижать ребёнка, не применять меры физического и психологи­ческого насилия к ребёнку.

5. Прививать ребёнку уважение к своей биологической семье.

6. В соответствии с рекомендациями органа опеки поддержи­вать контакты с биологической семьей ребёнка.

7. Создавать условия для интеллектуального развития ребёнка, обеспечивать обучение, следить за физическим и психическим здо­ровьем.

8. Представлять ежегодные отчёты в орган опеки о расходовании средств на содержание ребёнка и управлении его имуществом; в социально-педагогический центр — о ходе развития ребёнка в се­мье (достижения, проблемы) по установленной форме и в сроки, установленные программой реабилитации ребёнка.

9. Вести дневник наблюдения за ребёнком.

10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.

11. Сотрудничать со специалистами СПЦ, пополнять объём зна­ний в вопросах воспитания детей.

Приёмный родитель имеет право:

1. Выразить свои предпочтения при выборе ребёнка: пол, воз­раст, допустимые дефекты здоровья.

2. Вернуть ребёнка органам опеки до истечения срока догово­ра, если возникли проблемы в отношениях, которые не решаются даже после получения профессиональной помощи.

3. Применять педагогически проверенные, исключающие наси­лие санкции, ограничения и наказания к ребёнку.

4. Предотвращать проявления вредных привычек у ребёнка.

5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребёнка, сквернословие.

6. Препятствовать контактам ребёнка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч на ребёнка .

7. Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический центр, орган опеки и попе­чительства.

Что делать, если придётся вернуть приёмного ребёнка?

Если приёмные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребёнка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуют­но и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в тер­риториальный социально-педагогический центр или центр социального обслуживания семьи. Если и после оказания помощи си­туация в семье не изменилась, детско — родительские отношения не нормализовались, приёмным родителям необходимо поставить в из­вестность отдел образования, который решит вопрос жизнеустройства ребёнка в установленном порядке.

На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребёнка в приёмной, семье?

Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребёнком. Быва­ет, что ребёнок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит, если ребёнок долго нахо­дился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины не­привычны для ребёнка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребёнка, если он отдаёт предпочтение кому-то одному из членов семьи.

Помните, что установить контакт с детьми легче всего через нео­бычные игрушки и предметы, подарки.

В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых лю­дей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.

В первые дни дети могут бояться спать одни, оставаться в ком­нате без взрослых.

Исключите из общения с ребёнком жесткие и категорические тре­бования. Помните, что он и так первое время находится в ситуации, близкой к стрессовой. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребёнок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребёнка. Запретами в этот пери­од трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычка­ми ребёнка, постараться почувствовать его состояние.

Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в пер­вое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребёнок жил последнее время. Внимательно выслушивайте все расска­зы ребёнка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребёнка проблемы.

Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребёнка к себе. Ему нужно время, чтобы освоиться и оглядеться.

Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый инте­рес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ло­мают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещённые места). Мо­жет наблюдаться и другая крайность, когда дети боятся незнакомых вещей. Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения — заранее убрать те предметы, которыми вы осо­бенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребёнка вещи оставить на видном месте так, чтобы их удобно было взять.

Как строить взаимоотношения приёмного ребёнка с родственниками замещающей семьи?

Приёмного ребёнка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности узнал домашнее окружение. Постепенно ребёнок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тети, дяди, ба­бушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и де­душки выражают протест «чужому» ребёнку, но ребёнок обычно «под­купает» их своей непосредственностью.

Как строить взаимоотношения, приёмных и родных детей?

Если в семье, пожелавшей взять приёмного ребёнка, есть родные дети, то их надо подготовить еще до прихода приёмного сына или до­чери. При соответствующей предварительной подготовке дети с нетер­пением ждут появления нового члена семьи.

Приёмные дети, особенно в первый период, требуют от родите­лей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приёмного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Важно сделать родных детей своими союзниками, даже партнёрами в помощи и за­боте о приёмных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, что они по-прежнему любимы, что их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приёмные учатся взаимодействию с родителями.

Как относиться к воспоминаниям приёмного ребёнка о его кровных (биологических) родителях?

В большинстве случаев у детей сохраняются плохие воспомина­ния о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать. Если ребёнок в своих воспоминаниях проявляет по­ложительное отношение к матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывать в связи с этим неудовольст­вие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребёнка не притупились, потому что мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физи­ческие и психические потребности.

На воспоминания ребёнка о родной семье можно не обращать внимания. На возможные вопросы ребёнка, не вспоминая родную мать, говорить, что у него есть новая мама, которая будет заботиться о нём. Этим объяснением, а главное, приветливым и ласковым под­ходом можно успокоить ребёнка. Через некоторое время его воспо­минания сгладятся, и он сердечно привяжется к новой семье.

Когда взрослые люди говорят с ребёнком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежи­тельно. Ребёнок может почувствовать себя оскорблённым. Однако он должен чётко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего ок­ружения, что его воспитание другой семьей — спасение для него. В разговоре с ребёнком о его прошлом необходимо проявлять находчи­вость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все по­нять и правильно осмыслить. Ребёнок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он не будет возвращаться к прошлому.

Отдавать ли приёмного ребёнка в детский сад?

Приёмного ребёнка (как и родного) в возрасте до 3 лет желатель­но воспитывать матери, поскольку именно в первые три года своей жизни ребёнок больше всего нуждается в материнской любви и заботе.

Кроме того, после всех переживаний ему необходимо успокоить­ся и сжиться с новой семьей. Как правило, на это уходит от двух ме­сяцев до полугода. Когда ребёнок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, никогда не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребёнок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям не­обходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Жела­тельно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внима­ния, придерживаясь индивидуального подхода.

Какие трудности могут возникнуть при поступлении приёмного ребёнка в школу?

Для детей, не посещавших детского сада, в начале учебы в шко­ле возникает критический момент, когда ребёнок оказывается в широ­ком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям необхо­димо тесно сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуаль­ного подхода. Если ребёнок наблюдается психологом, то сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей.

Если врач и психолог, которые наблюдают за приёмным ребён­ком, посоветуют отдать его в школу только через год, то, безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет уменьшить отставание в общем развитии ребёнка, создать условия для формиро­вания уверенности в своих силах. Ребёнок потом будет лучше, без на­пряжения, усваивать школьный материал. При необходимости приёмным родителям надо показать ребёнка врачу-логопеду для пол­ного исправления произношения и дикции перед поступлением в шко­лу. По понятным причинам, перед многими приёмными родителями и теми, кто еще только собирается воспитывать приёмных детей, встают вопросы, касающиеся здоровья и особенностей развития детей-си­рот. Поэтому для приёмных родителей очень важно получить полную достоверную информацию об интеллектуальном развитии этих детей.

Могут ли приёмные родители воспитывать детей с отклонениями в развитии?

Дети с физическими и умственными недостатками привносят в жизнь семьи много трудностей, а воспитание приёмной семьей ребён­ка с проблемами в развитии делает этот процесс особенно сложным.

Привлечение приёмных родителей к воспитанию «особых» детей стимулирует существующее Законодательство Республики Беларусь. Главным является то, что, при существующей профессиональной помощи приёмной семье, положительная динамика интеллектуального, социального развития наблюдается в 46 % случаев у детей, воспиты­вающихся в приёмной семье. Об этом свидетельствуют данные ре­зультатов обследования приёмных детей.

Как организовать обучение ребёнка с проблемами интеллектуального разбития?

1. Задержка психического развития проявляется в недостаточном интеллекте вследствие отставания в развитии. Данная патология зани­мает промежуточное место между нормальным развитием интеллекта и умственной отсталостью. Задержка темпа психического развития мо­жет быть временным явлением. Ее причинами могут быть тяжелые ин­фекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, на­следственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздей­ствие окружающей среды. Задержки психического развития могут быть обусловлены также разлукой с родителями, недостаточностью эмоциональных контактов с ними у детей, выросших в домах ребён­ка, детских домах.

Для нормального развития ребёнка большое значение имеют и условия воспитания. Дети, выросшие в асоциальных, неблагополуч­ных семьях, часто отстают в интеллектуальном развитии от своих сверстников. В этих случаях специалисты диагностируют у них задерж­ку психического развития. Эти термины плохо воспринимаются в бы­ту. Многие люди предполагают, что ребёнок страдает психическим за­болеванием. На самом деле, это здоровые дети, отстающие в темпах

развития от сверстников по разным причинам. Обучаются они по про­граммам общеобразовательной школы, только более медленными темпами в начальной школе, и требуют большего внимания и помо­щи со стороны педагогов и родителей. При соблюдении этих условий те из них, у которых отставание в развитии обусловлено причинами не медицинского, а социального характера, могут со временем до­гнать и обогнать своих сверстников.

Дети с задержкой психического развития могут обучаться в спе­циальном учреждении (классе или группе) или по специально разра­ботанной индивидуальной программе в обычном классе, если специ­альный класс или группа недоступны.

2. Умственно отсталые дети — это дети с органическим поражением центральной нервной системы.

Дети школьного возраста с умственной отсталостью обучаются в специальных учреждениях (вспомогательных школах). В этом случае приёмным родителям также необходимо получить информацию о рас­положении специальной школы. При значительной отдалённости вспо­могательной школы от места проживания приёмной семьи, приёмные родители должны определить свои возможности по организации регу­лярного посещения школы таким ребёнком. По окончании специаль­ной школы выпускник может продолжить обучение в специальном ПТУ (или в специальной группе ПТУ).

Кто может определить готовность к обучению ребёнка с отклонениями в физическом и умственном развитии?

Это могут сделать специалисты Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства, а в сложных си­туациях — аналогичного областного Центра.

Дети с различными отклонениями в развитии направляются в специальные образовательные учреждения.

Дети с тяжёлой речевой патологией принимаются в подготови­тельный класс с 6-7 летнего возраста.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в подготови­тельный класс принимаются с 6—7-летнего возраста.

Дети с задержкой развития принимаются с 6—7-летнего возрас­та в подготовительный класс.

Дети с умственной отсталостью начинают обучение в подготови­тельном классе или 1 классе специального учреждения в возрасте 7 лет.

Родители детей с отклонениями в развитии, подлежащих обуче­нию по возрасту, должны обратиться в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по месту жительства.

Как и кто может определить эффективность помощи детям с отклонениями в разбитии?

Опыт работы специалистов ЦКРОиР показывает, что часто у ро­дителей, принявших на воспитание детей, возникает чувство вины вследствие неудовлетворённости своей воспитательной деятельностью (иногда это кажущиеся неудачи). Поэтому перед передачей в замеща­ющую семью дети, передаваемые на воспитание, проходят обязатель­ное медицинское обследование и обследование специалистами СПЦ и ЦКРОиР. Замещающих родителей обязательно информируют по ито­гам обследования о состоянии здоровья и развития ребёнка, консуль­тируют по возможным перспективам развития.

Обязательное обследование детей проводится:

 на подготовительном этапе при подготовке ребёнка к передаче в замещающую семью;

— после первого года воспитания ребёнка в приёмной семье;

— при выявлении компетентными специалистами (педагогами, врачами) потребности в обследовании;

— ежегодно обследуются дети, имеющие отклонения в физичес­ком и/или умственном развитии, а также отклонения в поведении;

— при расторжении договора о воспитании ребёнка в приёмной семье.

Где можно получить дополнительную информацию?

Дополнительную информацию можно получить в отделе образо­вания , спорта и туризма Речицкого райисполкома в секторе  дошкольных учрежденией и охраны детства.