Республиканская акция «Дом без насилия»
С целью вовлечения широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений с 04 по 09 апреля 2023г. на территории Республики Беларусь проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!».
Цель: вовлечь широкие слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.
Задачи:
Довести до граждан информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении проблем насилия в семье, положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»
Насилие в семье — наиболее распространненная форма насилия в отношении женщин, детей, стариков. Насилие в любой форме проявление неприемлимо для общества. Где есть насилие — там нет семьи.
Позвонив по телефону горячей линии (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный. О каждом известном случае насилия в семье вы можете сообщить в Ошмянский РОВД по тел. 4-44-42, 102. О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить по круглосуточной прямой телефонной линии МВД по приему сообщений 8017-372-73-87, а также в СПЦ Ошмянского района тел. 7- 07-58 (с 8.00 до 19.00 понедельник — пятница), педагогу социальному, педагогу-психологу Гравжишковской базовой школы (с 8.00 до 17.00 понедельник — пятница, с 8.00 до 14.00 суббота).
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ошмянского района» (далее ТЦСОН) оказывает помощь жертвам насилия в семье.
ТЦСОН может предложить следующие виды помощи:
- ·психологическая помощь жертве насилия в семье и ее близким;
- ·содействие в получении и оформлении всех видов льгот и гарантий, предусмотренных законодательством (получение и восстановление необходимых документов, оформление льгот и пособий и т.д.);
- ·консультационно-информационные услуги;
- ·социально-правовая помощь.
Помощь, оказываемая в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ошмянского района» семьям с несовершеннолетними детьми
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ошмянского района» безвозмездно семьям с несовершеннолетними детьми оказывает помощь:
консультационно-информационные услуги — информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-педагогические услуги — действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;
социально-посреднические услуги — содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;
социально-психологические услуги — содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;
социальный патронат — деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;
«кризисная» комната – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания;
материальная помощь из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставляется нуждающимся родителям-инвалидам, детям-инвалидам;
государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде:
ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий;
социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников (впитывающих трусиков), впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей);
обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Все услуги ТЦСОН предоставляются БЕСПЛАТНО.
Телефон 7-66-25
Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе
Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции ему приходится подавлять.
Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:
- Травматическая стрессовая реакция — реакция ребенка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых
- Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в школе. Таким детям сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учеников и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и
- Подозрительность, недоверие. Детям из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также антисоциальным действиям.это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.
- Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.
- Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что ребенка часто наказывали, когда он плакал и капризничал.
- Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.
- Потеря интереса к школе — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, ребенку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в классе).
Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию. Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю. Такими могут является:
- Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний ребенка.
- Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию ребенка.
- Угрозы оставить ребенка одного или без внимания.
- Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту ребенка.
При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.
Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая, что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.
Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:
- У таких детей повышенная чувствительность к обидам;
- Такие дети склонны уходить с уроков или не доходить до школы, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;
- Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;
- Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).