Родительский университет
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
— гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
— на оценке родителями собственного жизненного опыта;
— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
— на стабильном общении детей и их родителей;
— на формировании атмосферы поиска новых знаний;
— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
— на развитии творческих способностей членов семьи;
— на умении видеть результаты развития детей;
— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
План родительский университет на 2024/2025 учебный год
Тематический план реализации проекта
«Родительский университет»
в государственном учреждении образования
«Гравжишковская базовая школа»
I ступень – «Мой ребёнок –младший школьник» для родителей I-IV классов | |||||||||
№ п/п | Тема лекториев | Форма | Сроки | Ответственный | |||||
I класс | |||||||||
1. | Адаптация учащихся в I классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Янушкевич С.В. Левкович Ж.И. | |||||
2. | Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у учащихся I классов. | Составление рекоменд., памяток (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 31.10.2024 | Янушкевич С.В. | |||||
3. | Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Янушкевич С.В. | |||||
4. | Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувствительной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. | Составление рекоменд. (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 04.04.2025 | Янушкевич С.В. | |||||
II класс | |||||||||
5. | Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня-важное условие успешной учебы ребенка. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Левкович Ж.И | |||||
6. | Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. | Онлайн-лекторий (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 31.10.2024 | Левкович Ж.И.
| |||||
7. | Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное неблагополучие. Факторы, причины, и индикаторы семейного неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Левкович Ж.И | |||||
8. | Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться. | Круглый стол (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 04.04.2025 | Левкович Ж.И | |||||
III класс | |||||||||
9. | Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Барташевич И.С. | |||||
10. | Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. | онлайн-лекторий (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 31.10.2024 | Барташевич И.С. | |||||
11. | Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Барташевич И.С. | |||||
12. | Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы любви, тепла и защищенности. | Семинар (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 18.03.2025 | Барташевич И.С. | |||||
IV класс | |||||||||
13. | Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов. Позновательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Лиштван Г.З | |||||
14. | Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.
| Онлайн-лекция (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 25.10.2024 | Лиштван Г.З | |||||
15. | Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Как правильно организовать работы за компьютером. Сохранение здоровья при работе за компьютером.
| Родител. собрание | 20.03.2025 | Лиштван Г.З | |||||
16. | Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.
| Круглый стол (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 03.04.2025 |
Лиштван Г.З | |||||
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов | |||||||||
V класс | |||||||||
17. | Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Бернацкая А.В. Левкович Ж.И. | |||||
18. | Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. | Составл.рекоменд., буклетов (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 08.11.2024 | Бернацкая А.В. | |||||
19. | Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Бернацкая А.В. | |||||
20. | Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. | Дискуссия (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 22.04.2025 | Бернацкая А.В. | |||||
VI класс | |||||||||
21. | Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нарвственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Окулевич А.З. | |||||
22. | Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения (курения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | Онлайн-лекторий (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 15.11.2024 | Окулевич А.З. | |||||
23. | Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интерент-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальныйсетях. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Окулевич А.З. | |||||
24. | Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. | Информация+ (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 22.05.2025 | Окулевич А.З. | |||||
VII класс | |||||||||
25. | Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Мицко М.Т. | |||||
26. | Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». | Круглый стол (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 22.11.2024 | Мицко М.Т.. | |||||
27. | Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиск компромиссов. Психологический климат в семье. Правила взаимодействия с подростком. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Мицко М.Т. | |||||
28. | Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к учебе. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. | Вопрос/ ответ (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 11.04.2025 | Мицко М.Т. | |||||
VIII класс | |||||||||
29. | Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Лыскойть И.Б | |||||
30. | Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Проблемные ситуации. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения. | онлайн-лекторий (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 29.11.2024 | Лыскойть И.Б | |||||
31. | Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Лыскойть И.Б | |||||
32. | Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. | Психологический час (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 18.04.2025 | Лыскойть И.Б | |||||
IХ класс | |||||||||
33. | Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликт, отношение к учебе. | Родител. собрание | 02.09.2024 | Булкевич Т.Б. | |||||
34. | Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. | Информация + (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 06.12.2024 | Булкевич Т.Б.
| |||||
35. | Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье. Профилактика вредных привычек. | Родител. собрание | 20.03.2025 | Булкевич Т.Б. | |||||
36. | Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей учащихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.
| Состав. листовок, рекомендаций (ин-цию предоставить для публикации на сайте УО) | до 25.04.2025 | Булкевич Т.Б. |