Профилактика нарушений зрения у школьников

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников.
Факторы риска:

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

– длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона, телевизора;

– чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

– не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

– недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

– замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

– плохое освещение (избыток света или темнота);

– неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

– несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

– стресс;

– наследственность.

Основные виды нарушения зрения:

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов, расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач). Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Меры профилактики:

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

– для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации;

– не перенапрягать зрение — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (выполнение домашних заданий учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов — 2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);

– ограничить время работы за компьютером. Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников, обязательно должен быть  перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

– обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе;

– вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

– следить за гигиеной глаз;

– избегать стрессов, не перегружаться;

– создавать хорошее освещение рабочего места ребенка: окно должно находить с левой стороны стола; освещение должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резких теней и бликов. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева для правшей, справа для левшей, лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Кроме местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света;

– употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом: морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо;

– соблюдать правильную осанку;

– расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным, расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м;

– показывать ребенка раз в год офтальмологу, а если в семье есть родственники с миопией, то чаще.

Комплекс упражнений для младших школьников
  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. Исходное положение — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов
  1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, — выдох.Повторить 5- 6 раз.
  2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
  3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5-6 раз.
  4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем — влево. Повторить 5-6 раз.
  5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
  6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.